Вчитель Церкви

в Україні і у світі

Модератори: Just_me, viter, Artur, ihor

Аватар користувача
о.Олег
Адміністратор
Адміністратор
Повідомлень: 9676
З нами з: 29 вересня 2009, 12:53
Звідки: м.Львів

Вчитель Церкви

Повідомлення о.Олег » 25 лютого 2015, 22:19

Зображення

Святой Григорий Нарекаци будет провозглашён Учителем Вселенской Церкви

В субботу 21 февраля Папа Франциск принял на частной аудиенции префекта Конгрегации канонизации святых кардинала Анджело Амато.
В ходе встречи Святейший Отец подтвердил решение пленарной сессии кардиналов и епископов, членов Конгрегации канонизации святых, касающееся титула Учителя Вселенской Церкви, который вскоре будет присвоен святому Григорию Нарекаци, священнику и монаху, родившемуся в Васпуракане (тогдашняя Армения, ныне Турция) около 950 года и умершему в Нареке (тогдашняя Армения, ныне Турция) около 1005 года.

О личной истории Григория Нарекаци известно очень мало. Почти вся его жизнь прошла в монастыре Нарека, на юго-востоке от озера Ван (ныне Турция). Одним из «отцов» монастыря был его родственник Анания, один из величайших учителей и врачей того времени. Прожив в монастыре всю свою жизнь, Григорий много раз проявлял поразительное знание мира, казалось бы, несовместимые с бытием отшельника. Несмотря на отсутствие достаточной информации, именно уникальное значение этого мистического автора в истории армянского народа сделало его предметом очень разнообразных и постоянно пересматриваемых исследований и гипотез касательно его биографии и трудов.

Произведение, которое сделало его бессмертным, называется «Книга скорбных песнопений», мистическая поэма из 95 стихотворений, большинство из которых начинаются с выражения «Слово к Богу из глубины сердца». Это уникальное в своем роде произведение наполнено ссылками на Священное Писание и на труды Отцов Церкви. В нём большое внимание уделяется сложности человеческой души и её редкой способности наблюдать природу. Это - драматическое выражение осознания человеческой нищеты и бренности, экзистенциальной тоски, проистекающей из предательства божественного замысла. Этому предательству противостоит надежда, твёрдость в вере и уверенность в том, что Бог не даст умереть Своему творению. Из такого настроя возникает «слово» (так называется каждое из стихотворений), крик, с которым человек из бездны своей боли взывает к Богу, чтобы Он исцелил его и спас от вечной погибели. При этом Григорий использует уникальный язык, в котором смысл слов является очень многообразным. Когда этого не достаточно, он изобретает много новых, чтобы попытаться выразить невыразимое. Ритм поэмы можно сравнить с литанией, сотканной из созвучий и диссонансов. Метафоры настолько необычны, что трудно поверить, что они родились в конце первого тысячелетия. Некоторые сравнивают его язык с языком писателей «экзистенциалистов». В этом смысле, подобно книгам Иова и Екклесиаста, поэма Григория Нарекаци может быть прочитана и оценена теми, кто переживает кризис веры и даже неверующими, которых, однако, волнуют великие вопросы жизни.

Армянский народ настолько отождествил себя в своей истории с этой поэмой, что место, где Григорий жил, Нарек, стало популярным названием этой книги, которую кладут под подушку или провозглашают у постели больного, в надежде на её чудодейственность. Часть её вошла в обряд армянской Мессы. «Книгу скорбных песнопений» переводили на многие языки, хотя её уникальный язык позволяет передать лишь часть очарования и сложности оригинала, как с точки зрения духовных ссылок, так и поэтического богатства. Святой Папа Иоанн Павел II был заядлым читателем этой книги в польском переводе, размышляя над нею и много раз цитируя.

Кроме «Книги скорбных песнопений» Григорий написал и другие произведения, в том числе комментарий к Песни Песней (чью принадлежность, однако, не разделяют все ученые), несколько восхвалений Пресвятой Богородице и Святому Кресту, а также множество музыкальных литургических текстов. Его провозглашение Учителем Вселенской Церкви является жестом почтения к духовной истории армянского народа и к этому его особому сокровищу. Труды святого Григория Нарекаци представляют богатую духовность народа, однако никогда не приносят в жертву чистому эстетизму чрезвычайное и оригинальное богословское богатство. Кроме того, это также является ещё одним свидетельством того, что Римская Церковь смотрит с уважением и восхищением на вклад христиан Востока в проявление богатства и разнообразие христианства.

Радио Ватикана
"Ніхто не може любити більше, ніж тоді, коли він за своїх друзів своє життя віддає" (Йо. 15, 13).

Повернутись до “Католицька Церква”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 12 гостей